В связи с переходом от детства к юности в подростковом возрасте происходят изменения, связанные с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности, системы взаимоотношений, формировании организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Для того чтобы он смог понять себя, свое внутреннее состояние, чувства, переживания, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, общение, которое занимает огромное место в жизни подростка, ему необходимо развивать рефлексию.

Рефлексия — это то, что идет изнутри, вызволяет ситуацию некого акта самосознания, самодеятельности. Рефлексия выступает одной из главных характеристик творчества. Человек становится для самого себя объектом управления, из чего следует, что рефлексия, как «зеркало», отражающее все происходящие в нем изменения, становится основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста.

Анализ работ психологов позволил выявить, что у подростков возникает способность к рефлексии, выражающаяся не только в анализе и осознании своей учебной деятельности, способов овладения понятиями, но и в способности заглянуть в глубь самого себя, в способности к самонаблюдению.

Следовательно, в подростковом возрасте необходимо и возможно развивать рефлексивные умения. Ведь именно на данном этапе взросления рефлексия развивается особенно бурно, что позволяет подростку исследовать как свои психические процессы, так и свои личностные особенности, проявляющиеся в общении и деятельности.

Переходя из детского мира во взрослый у подростков расширяется круг общения. Наиболее важным для них становится общение со сверстниками, которое превращается в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. Рефлексия позволяет подростку сделать процесс самопознания более целенаправленным и осознанным.

Версия для печати

Поделиться новостью: